Бульдозер — это самоходная выемочно-транспортирующая (землеройная) машина, представляющая собой гусеничный или колёсный тягач (трактор) с навесным (реже прицепным) криволинейным в сечении отвалом или плоским толкающим щитом, расположенным вне базы ходовой части машины.
Бульдозер применяют при разработке россыпей, на отвалах, при рекультивации, в качестве вспомогательной машины на карьерах. Кроме того, бульдозер используют при строительстве и ремонте дорог, а также как толкач (например, при заполнении самоходных скреперов) и т.п. Он снабжаются сменным оборудованием (рыхлительными зубьями, откосниками, открылками и др.), расширяющим область применения.
Различают следующие виды бульдозеров: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины; с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом (до 30°) в обе стороны от продольной оси или перпендикулярно к ней; универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, помещаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины (кусторез) или перпендикулярно к ней (путеукладчик). Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим (рис.) или канатным приводом для подъёма-опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу.
Достоинство бульдозера — высокая удельная производительность (на 1 т его массы), которая зависит от дальности транспортирования, параметров рабочего органа, мощности и массы тягача; для гусеничных бульдозеров при плече транспортирования до 100 м производительность в среднем 4-6 м3/ч•т, для мощных (300-735 кВт) — 8 м3/ч•т при разработке пород в массиве и 13 м3/ч•т на разравнивании отвалов. Для увеличения тяговой способности гусеничных тягачей применяют последовательное и параллельное соединения двух (тандем) или более тяговых агрегатов, управляемых одним оператором с общего пульта.
Тандем из двух бульдозеров мощностью по 300-385 кВт в состоянии перемещать отвал длиной 12-18 м при работе на разравнивании отвальных пород с производительностью 7-8 тысяч м3/ч. В СССР созданы бульдозера с гидравлическим управлением; например, ДЭТ-250 с двигателем мощностью 220 кВт (300 л. с), массой 26,5•103 кг и отвалом 4,5х1,4 м и Д-701 мощностью 243 кВт (330 л. с.), массой около 45•103 кг с неповоротным и поворотным отвалами. Создаются гидравлические бульдозера, монтируемые на гусеничных тракторах, а также на колёсных тягачах мощностью до 885 кВт (1200 л. с.).
За рубежом наиболее мощные гусеничные бульдозеры выпускаются в Японии (фирма «Comatsu») и в США («Caterpillar»), колёсные — фирмой «Marion» (США).