Вооруженная борьба с применением ракетно-ядерного оружия требует быстрого маневрирования войск, их молниеносного сосредоточения, рассредоточения или перегруппировки для успешного проведения стремительных операций на большую глубину. В связи с этим большое значение приобрело оснащение армии первоклассной автомобильной техникой, обеспечивающей высокий уровень оперативной и тактической подвижности войск.
Если в Великую Отечественную войну основная часть автомобильной техники (до 75-80% от числа автомобилей во фронте) использовалась в тылу для подвоза материальных средств, то теперь большинство автомобилей обеспечивает боевые действия и находится в боевых порядках войск. Боевая деятельность всех видов Вооруженных Сил стала немыслима без использования огромного количества различных видов автомобилей, органически вросших во все комплексы вооружения, инженерного, транспортного и различного технического оснащения войск, в том числе в ракетные комплексы. Это привело к быстрому росту автомобильного парка Вооруженных Сил и существенным изменениям в его структуре.
За последний период количество автомобилей в общевойсковых соединениях увеличилось. Основу автомобильного парка стали составлять многоцелевые полноприводные автомобили высокой проходимости. Из года в год во всех родах войск и видах вооруженные Сил увеличивается количество сложных специальных колесных машин: бронетранспортеров, четырехосных мощных тягачей и длиннобазных шасси, одноосных и двухосных тягачей и других машин, обеспечивающих получение наибольшего эффекта от устанавливаемого на них вооружения н техники. Значительно увеличилось количество транспортных и специальных автомобилей в тыловых частях и учреждениях, вследствие чего мобильность тыла возросла до уровня мобильности боевых частей.
В общем комплексе транспортных средств фронтового тыла ведущая роль стала принадлежать автомобильному транспорту, который в условиях ядерной войны должен осуществлять значительную часть общего объёма перевозок материальных средств, содержать на себе подвижные запасы и доставлять грузы в войска при любых дорожных условиях. Таким образом, оснащенные войск ракетно-ядерным оружием явилось объективной предпосылкой быстрого развития разнообразной автомобильной техники. В связи с этим существенно изменились н тактико-технические требования, предъявляемые к конструкции армейских автомобилей.
Требования к армейским автомобилям
К автомобилю как к машине предъявляются такие общие требования:
— простота конструкции;
— надежность, живучесть;
— компактность;
— малые габариты и вес;
— простота обслуживания и ремонта;
— экономичность.
К частным, или специфическим, требованиям, предъявляемым к армейским автомобилям, относятся:
— высокий уровень унификации автомобилей в целях сокращения многомарочности автомобильного парка Вооруженных Сил;
— соответствие конструкций специфичным армейским условиям эксплуатации, требованиям государственных стандартов и нормалей;
— транспортабельность — приспособленность конструкций к перевозке на железнодорожных платформах, транспортных судах и самолетах;
— высокая оперативно-тактическая подвижность: возможность совершения длительных маршей с высокими скоростями движения, проходимость по грунтовым дорогам и вне дорог, высокая устойчивость и маневренность (управляемость), приспособленность к эксплуатации в различных климатических районах, в дневное н ночное время;
— надежность и живучесть конструкций, в том числе стойкость против поражения ядерным и другими видами оружия;
— защита экипажа и перевозимого личного состава от проникающей радиации, радиоактивной пыли, химических и бактериологических средств, светового излучения, ударной волны, а также от осколков и пуль;
— удобство и лёгкость управления автомобилем; безопасность вождения автомобилей в колоннах с высокими скоростями движения; малая утомляемость водителя н перевозимого личного состава, сохранность перевозимых грузов или смонтированного на автомобиле специального оборудования;
— простота и целесообразность конструкций с точки зрения их технического обслуживания и ремонта в армейских условиях; приспособленность автомобилей к эвакуации;
— высокие технико-экономические показатели конструкций в производстве и эксплуатации.
Экономичность конструкции в производстве определяется её технологичностью и трудоемкостью изготовления, количеством, стоимостью и степенью дефицитности расходуемых материалов, а также размерами капиталовложений, необходимых для реорганизации действующих или постройки новых заводов. Экономичность конструкции в эксплуатации зависит от ее способности эффективно выполнять свои функции, надежности работы всех механизмов н узлов, частоты и трудоемкости операций по техническому обслуживанию и ремонту, стоимости расходуемых эксплуатационных материалов, запасных частей и материалов, расходуемых на ремонт автомобиля.
Значение каждого из приведенных частных требований для различных по назначению групп армейских автомобилей неодинаково.
Так, для грузовых автомобилей определяющими требованиями являются экономичность конструкции в производстве и эксплуатации, высокая производительность при перевозке грузов по автомобильным дорогам; для многоцелевых автомобилей — высокая оперативно-тактическая подвижность и надежность при работе как по дорогам или колонным путям, так и вне дорог; для бронированных машин — высокая проходимость и надежность работы вне дорог, непосредственно на поле боя, огневая мощь, защита экипажа и десанта от поражающих средств противника и т. п.